Автор  Administrator

Мамедов Сабир Рза оглы

ПРОБЛЕМЫ СВОБОДЫ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИИ В КОНТЕКСТЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
(по материалам Азербайджана)

Право на свободу выражения мнений, составной частью которого является свобода убеждений,— одно из условий существования демократического общества. Оно необходимо для реализации всех других прав человека, в том числе права искать, получать и распространять информацию. Каждое общество заинтересовано гармонично сочетать интересы своих граждан и государства с целью создать благоприятный режим для практического претворения в жизнь фундаментальной идеи свободы информации.

Общественность осуществляет доступ к информации в первую очередь с помощью средств массовой информации. Возникает настоятельная необходимость предоставления всяческих возможностей СМИ, которые выполняют роль «поставщика информации и общественного стража»1.

Свобода информации позволяет СМИ выполнять свою роль «стражей демократии», распространять общественно важную информацию, реализовывать участие граждан в обсуждении политических вопросов, приобщать широкие слои населения к выработке государственных программ и процессу принятия решений в соответствии с существующими потребностями, обеспечивать открытость и прозрачность разных уровней и ветвей власти, разоблачать злоупотребления и коррупцию чиновников, обеспечивая тем самым подотчетность государственных структур и прозрачность системы управления.

Многогранное право на свободу информации закреплено многими международными соглашениями и договорами, подписанными в рамках ООН, Совета Европы, ОБСЕ. Каждое государство, подписавшее эти документы, в том числе и Азербайджан, взяло на себя


Мамедов Сабир Рза оглы — кандидат исторических наук, доцент кафедры международной журналистики Бакинского государственного университета (e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript )

[18]


 

обязательство придерживаться в своей деятельности этих передовых общечеловеческих ценностей и международных норм.

За последние годы в Азербайджане произошли очевидные изменения в обеспечении свободы выражения мнения и доступа к информации. Гарантии свободы слова и свободы информации включены в Конституцию, разработаны отдельные специализированные законы. Закон о СМИ предусматривает определенные права для средств информации и их защиту. В нем содержатся некоторые гарантии права на доступ к информации.

Однако наряду с положительными тенденциями в Азербайджане существуют проблемы с имплементацией законодательства и слишком большие ограничения в законе о государственной тайне и статьях уголовного кодекса. Положения закона о государственной тайне, касающиеся перечня тем, которых можно отнести к числу закрытых, очень расплывчаты. Подобные формулировки позволяют властям отнести к этой категории широкий круг вопросов, имеющих общественное значение.

С большим трудом представителям СМИ, НПО, общественности страны при поддержке Совета Европы и ОБСЕ удалось изменить некоторые положения этого закона, возлагающие на журналистов уголовную ответственность за распространение подобных сведений. Что касается законодательно зафиксированных прав средств массовой информации на поиск и получение информации, то в их реализации также возникают особые проблемы и сложности. Журналистам нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда ор- ганы власти либо не отвечают на запросы, либо дают неполную и искаженную информацию. Чрезмерная политизация и поляриза- ция СМИв Азербайджане приводит к тому, что чиновники руководствуются критериями политической лояльности или соперничества при предоставлении информации.

Осуществлению доступа к информации можно способствовать посредством выработки уточненных и детализированных правовых норм, которые касаются практических аспектов сбора информации: установления лиц, ответственных за ответы на обращения за информацией; определения временн´ых рамок для предоставления ответов на запросы; утверждения механизма обжалования решений об отказе предоставления информации и т. д.

Еще одной серьезной проблемой является отсутствие терпимости к критике со стороны властей. В Азербайджане в период с 2001

[19]


 

по 2003 г. государственные чиновники предъявили 126 исков руководителям и работникам СМИ, главным образом о защите чести, достоинства и деловой репутации. В начале 2004 г. проводилось судебное расследование против газеты «Бакы-хабар» («Баку-вести») по иску в оскорблении чести и достоинства; дважды к такой же ответственности привлекался независимый журнал «Монитор», через некоторое время— газета «Мухалифет» («Оппозиция»), потом — «Бизим йол» («Наш путь») и т. д.

На сегодняшний день в Азербайджане вероятность, что конкретное решение по делу об унижении чести и достоинства, клевете, оскорблении, компенсации морального вреда будет субъективным, спорным, юридически уязвимым, чрезвычайно высока. Это обстоятельство связано с тем, что почти все основные понятия права, связанные с таким кругом дел, не имеют четкого, ясного, объективного определения и толкования. Поэтому иной раз не вполне ясно какое содержание в них вкладывается. Более того, они не допускают непосредственного применения их в судебной практике. Благодаря этому открываются обширные возможности для «политизации» гражданских и уголовных дел, связанных со СМИ, манипулирования общественным мнением, сознательной дискредитации «недружественных» органов печати. В то же время крайне затрудняется рассмотрение случаев, где имеет место действительное и бесспорное унижение чести и достоинства представителей государственной власти, в частности, со стороны оппозиционных органов печати.

Права журналистов слабо защищены и уязвимы. Это подтверждают неоднократные—в особенности во время выборов— случаи физического насилия над представителями СМИ, факты убийств журналистов, а также случаи ареста журналистов на основании ложных улик. До сих пор не арестованы виновники и исполнители убийства известного журналиста Э. Гусейнова. Факты физического насилия и психологического давления на журналистов происходит в основном в отношении сотрудников критически настроенных СМИ. В 2001 г. при исполнении своих служебных обязанностей с физическим насилием столкнулись 46 представителей СМИ, в 2002 г.— 37, в 2003 г. — 1332.

Большинство подобных правонарушений произошло во время несанкционированных акций. Сотрудники СМИ, направленные по заданию редакции на место происшествия для сбора материала, сталкивались с сопротивлением полицейских и людей в штатском.

[20]


 

Чаще всего журналисты подвергались избиению и насильно удалялись с места событий.

Существуют множество препятствий структурного, процедурного, правового, культурного и политического характера, с которыми сталкиваются СМИ при поиске информации. Должностные лица имеют рычаги контроля, позволяющие им легко злоупотреблять служебным положением и безнаказанно нарушать права человека. Такая ситуация ухудшает качество журналистики, снижает уровень профессиональной ответственности работников средств массовой информации.


1 Lingens v. Austria, Judgment of 8 July 1986, Series A no.103, para.42; Spycatcher case, supra note 10 at para. 59.

2 См.: Вызовы ХХI века для СМИ на южном Кавказе. Первая южнокавказская конференция СМИ. Тбилиси, 25–26 октября 2004 г. Вена, 2005. С. 34.

[21]

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)