Автор  Administrator

А. С. Смолярова

ЭТНИЧЕСКИЕ СМИ
КАК МЕДИАКРАТИЧЕСКИЙ АКТОР
(на примере прессы еврейской общины ФРГ)

Медиакратия включает в себя явления участия журналистики в процессах, как-либо связанных с властными полномочиями. «Схема медиакратического взаимодействия подразумевает интеракцию


Смолярова Анна Сергеевна — магистрант факультета журналистики СПбГУ (e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript )

[24]


 

трех элементов: политического поля (или политического актора), журналистики как системы и аудитории СМИ — в первую очередь индивидов, способных, имеющих право и желающих принимать самостоятельные решения, осуществлять социальный выбор и контролировать механизмы отправления властных полномочий»1. Введение третьего компонента в двучастную систему взаимоотношений СМИ и аудитории позволяет объяснить, почему различные акторы давления проводят свои интересы через средства массовой информации. Этнические СМИ становятся подобным компонентом — полем для реализации полномочий и публичной дискуссии — при выполнении двух условий:

• акторы давления воспринимают некоторое СМИ как поле потенциального эффективного взаимодействия с аудиторией с целью влияния на нее;

• этническое СМИ выступает как посредник между этнической общностью и обществом страны проживания.

Мы предполагаем, что защита интересов этнической общности, путь к гармонизации межэтнических отношений2 в современной Европе невозможны без функционирования публичной сферы, формируемой, прежде всего, этническими СМИ. Для выполнения функций посредника данными СМИ необходима реализация социально-адаптативных функций. Газета, являющаяся выразителем интересов меньшинства и просветителем, помогающим разобраться в правилах и тенденциях нового для аудитории общества, представляет собой медиапространство, актуальное для политиков общества, в которое интегрируется группа.

Проанализировав тексты «Еврейской газеты» (надрегиональная русскоязычная газета, выходит тиражом до 60 тыс.), мы можем говорить о том, что редакция не освещает наиболее актуальные проблемы взаимоотношений своей аудитории с обществом страны проживания. Отказ от выполнения социально-адаптативных функций в сфере формирования публичного обсуждения насущных проблем приводит к тому, что влияние надрегионального издания ограничивается русскоязычной аудиторией, которая не может через него артикулировать свои интересы таким образом, чтобы они были услышаны на уровне принятия решений.

Читатель Jüdische Allgemeine (надрегиональная немецкоязычная газета, выходит тиражом до 20 тыс.) владеет немецким языком на достаточном уровне, чтобы читать немецкоязычные над-

[25]


 

региональные (региональные, локальные3) издания или смотреть немецкое телевидение, получать необходимую информацию о политической и экономической жизни Германии из ведущих германских СМИ. Чтение газеты, издаваемой Центральным Советом евреев Германии, включает его в еврейскую общность Германии: Jüdische Allgemeine отражает проблемы и тенденции, касающиеся еврейства Германии в целом, а не Германии как государства. Jüdische Allgemeine не могла бы соперничать в содержательном плане с крупными общественно-политическими немецкими газетами и журналами, не только из-за профессионального уровня авторов издания, но и в связи с тем, что Германия представляет собой демократически-корпоративную модель4. Читатели Jüdische Allgemeine являются немецкими гражданами, чьи политические пристрастия влияют на предпочтения в выборе СМИ так же, как и на других немцев. Попытка удовлетворить запросы в общественно-политической информации столь разносторонней аудитории привела бы к размытию «лица» издания и к потере читателей.

Мы можем предположить, что небольшой объем информации о жизни Германии, политике страны, экономическом положении дел свидетельствует о невыраженной обособленности еврейской диаспоры в Германии. Сегодня Jüdische Allgemeine предоставляет аудитории уникальный контент не только в области новостей еврейской жизни в Германии, но и в сфере освещения израильских проблем, что особенно важно, на наш взгляд. Несмотря на то, что в отличие от США, в Германии нет эффективно действующего израильского лобби, издания еврейских общин уделяют Израилю гораздо больше внимания, чем национальные СМИ. Освещение политики Израиля представляет собой в рамках еврейского издания часть публичной сферы, являющейся условным аналогом, к примеру политическим комментариям в taz, FAZ или Die Welt. Читатели обращаются к данному изданию, потому что важную для них общественно-политическую проблему освещают в соответствии с их интересами, мировоззрением и политическими пристрастиями.

Невысокий профессиональный уровень корреспондентов и работников редакций влечет за собой ограничения в сфере освещения содержания, которое доступно в общегерманских СМИ, для которых характерен более высокий журналистский уровень работы.

«Размытость» аудитории — читателей объединяет этническое самосознание, а не социально-экономическое положение — делает невоз-

[26]


 

можным развитие по типу надрегиональных СМИ Германии, когда отдельное издание ориентируется на аудиторию с определенными политическими воззрениями и социально-экономическими интересами. Реализация социально-адаптативных функций (содержательное наполнение газеты на основе представления о читателе как о члене этнического сообщества и сообщества страны проживания) в таком случае представляет альтернативный путь к умножению влияния, которое может оказывать газета этнического сообщества на принимаемые решения, способ осуществления социального контроля.


1 Современная международная журналистика: Курс лекций С. С. Бодруновой [Рукопись]. СПб., 2009. С. 86

2 Богатова О. А. Гармонизация межэтнических отношений в региональном социуме: Автореф. дис. … д-ра социол. наук. Саранск, 2004. С. 14.

3 Классификация приводится по: Вороненкова Г.Ф. Путь длиной в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества (национальное своеобразие средств массовой информации Германии). М., 1999.

4 Hallin & Mancini. Modelli di giornalismo цит. по: Курс лекций С. С. Бодруновой [Рукопись]. СПб., 2009.

(27)

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)