Автор  Administrator

Э.В.Шарафутдинова

 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ: РОЛЬ ПРОЕКТА
«RUSSIA BEYOND THE HEADLINES»1
В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО
ИМИДЖА

Роль СМИ видится определяющей в формировании восприятия страны обществом. Неслучайно первое интервью после избрания Президентом Дмитрий Медведев дал корреспондентам иностранных газет, а также съемочными группами телеканалов разных стран. Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что впервые в стратегии национальной безопасности Российской


Шарафутдинова Эльвира Вячеславовна — аспирант факультета международных отношений СПбГУ (e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript )

[27]


 

Федерации, которая была утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, имидж страны ставится в ранг национальных интересов государства. Информационная политика — система организационных, регулятивных и других мероприятий, осуществляемых правительством государства с целью содействия реализации на практике национальных интересов. Информационное обеспечение внешней политики и международных отношений по своему значению стоит в одном ряду с такими приоритетными проблемами мировой политики, как нераспространение ядерного оружия, укрепление всеобъемлющей безопасности, сохранение культурного наследия и обеспечение прав человека2.

Настало время синергии предмета и средства, где предметом является имидж, а средством передачи информации о предмете являются СМИ.

После окончания «холодной войны» муссировалась мысль о том, что внешнеполитическая пропаганда уйдет на второй план. Существенно сократилось финансирование Госкомпечати, Росзарубежцентра, ИТАР-ТАСС. Государство потеряло контроль над информационным пространством, и «рычаги управления» находятся на стороне геополитических противников России. Сейчас происходит геостратегическое информационное противоборство между ведущими странами мира за достижение превосходства в мировом информационном пространстве. Государство должно быть заинтересовано в создании защитных механизмов, способствующих формированию за рубежом объективной картины российской действительности.

С 1995 г. стали приниматься определенные меры для исправления ситуации: принят ряд федеральных законов и документов, определивших государственную политику в этом направлении: Концепция информационной безопасности РФ, Доктрина информационной безопасности РФ 2000 г.

Тем не менее большинство авторитетных исследователей сходятся во мнении, что имидж страны на международной арене не претерпел заметных изменений в лучшую сторону и требуются значительные доработки. Опыт показывает, что активная работа над имиджем государства как правило начитается post factum. США к «работе над ошибками» подтолкнули события 11 сентября. Для России уроком послужил грузино-осетинского конфликт, когда вопрос об имидже России в мире встал достаточно остро и в информационной войне признавалась проигравшей российская сторона.

[28]


 

Анализ высказываний претендентов на пост президента США в ходе предвыборной компании показывает, что Россия позиционируется как внешний враг.

Даже поверхностный контент-анализ сообщений о России в СМИ выявляет белые пятна информационной политики, которые заполняются нелицеприятным контентом. Существует дефицит вокруг разъяснения позиции России по вопросам международной проблематики, а незнание всегда порождает страх и недоверие, особенно при избытке негативной информации, которой изобилуют СМИ. Поэтому очень важен факт прорыва российских проектов на зарубежный медиа-рынок, которые пока еще не приобрели масштабных очертаний. Заслуживает внимания проект под названием «Russia Beyond The Headlines». По словам PR-менеджера дирекции международных проектов «Российской газеты» Марии Афониной зарубежные приложения «Российской газеты» о России ежемесячно издаются внутри влиятельных газет в 5 странах мира: в США внутри «The Washington Post» (1,7 млн читателей), в Великобритании внутри «The Daily Telegraph» (3,7 млн читателей), в Индии внутри «The Economic Times» (3 млн. читателей), в Бразилии внутри «Jornal do Brasil», в Болгарии внутри газеты «Дума» (60 тыс. читателей). Каждая вкладка адаптируется под конкретную страну и аудиторию той газеты, внутри которой распространяется. В каждой стране нужен свой «ключ», поэтому материалы вкладок, как правило, различаются от страны к стране: меняются иллюстрации, заголовки, подзаголовки, подводки, корректируются и даже заново переписываются тексты; замещаются целые рубрики и полосы.

Предмет PR, в том числе и внешнеполитического, — оптимизация коммуникативного. Конструируемый имидж должен быть целостным, однако для различных фокус-групп (а это и простые обыватели, и иностранные инвесторы, и зарубежные СМИ), информация должна несколько различаться. Международный имидж формируется в государствах с различными системами, в странах, имеющих различный статус в мировом сообществе и по отношению к Российской Федерации: и акценты в подаваемой информации должны быть различными для США, стран ЕС, СНГ, стран Азии и т. д. Потому формы и методы, концептуальные акценты во внешнеполитической пропаганде должны учитывать и глобальный масштаб, и специфику конкретных стран и аудиторий. Эффективность информационной политики можно проследить, начиная с притока ино-

[29]

 


 

странных инвестиций и заканчивая гостеприимством в отношении туриста из страны. Непрофессиональный подход к отбору, анализу и использованию в СМИ междуна родной информации порой чреват роковыми последствиями.

Идет процесс становления глобального информационного сообщества. Корректировка имиджа России в мировом сообществе необходима, а источники сбалансированной, альтернативной информации о России должны расширять представление иностранных читателей о нашей стране.

Таким образом, в исследовании поставлены следующие задачи.

• Анализ роли СМИ в политике (возможности политического влияния средств массовой информации, взаимодействие СМИ и властных структур). Анализ различий образа России в изданиях с учетом их политической направленности (правые, левые, независимые).

• Выявление основных тем, вокруг которых строится образ России в западной прессе (понятие «образа государства» и его основные составляющие; историко-политические традиции восприятия России; основные блоки тем о России и поиск путей улучшения образа России).

• Поиск причинно-следственной связи существующего образа России (к примеру, существует ли связь между внешним образом страны и потоком иностранных инвестиций в данную страну) и выявление причины позитивного и негативного образа России.

• Анализ государственных инициатив улучшения образа страны (роль «мягкой силы» (по определению Джозефа Ная): роль государства как собственного имиджмейкера, роль дипломатии в создании репутации государства (российский и американский опыт)).

Междисциплинарный подход является основообразующим элементом данного исследования. Методологическим обоснованием данной работы служит комплекс основных и специальных методов научного исследования (методы, применяемые в политических науках, социологии, журналистике, истории): сравнительный метод, метод контент-анализа, историко-генетический метод.


1 Россия поверх газетных заголовков / Россия без стереотипов.

2 Сеидов В. Г. Средства массовой коммуникации в системе международных отношений // Информация Дипломатия Психология: Сб. материалов «круглого стола» и лекций преподавателей Дипломатической академии МИДа России. М., 2002. С. 223.

[30]

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)