Автор  Administrator

Д. О. Байгожина

ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Информация — главный продукт каждого государства, а человек — это тот, кто осуществляет эту информацию. Мир стремительно меняется. Требуются личности, постоянно пополняющие свои знания, способные вести диалог на всех уровнях коммуникации: от национальных и региональных до глобальных. Мы не должны забывать слова Махатмы Ганди: «Вселенная начинается у порога твоего дома. Но плохо, когда там и заканчивается». В этих условиях особую актуальность и значимость приобретают исследования билингвизма как явления современной цивилизации. То же самое касается структуры информации. Она не должна где-то остановиться, должно развиваться вместе с человеком. А человек в информационном обществе должен быть информирован всеми информациями планеты. Само слово информация — ознакомление, разъяснение, представление — емкое и многогранное понятие. Формы и методы информации весьма разнообразны. Они совершенствовались многие тысячелетия, и в связи с техническим прогрессом появляются все новые и все более массовые виды информации.

Информация — структурированный порядок отношений, представляющий собой определенный норматив порядка совершения


Байгожина Дана Онирбековна — студентка факультета журналистики Казахского Национального университета им. аль-Фараби (г. Алматы) (e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript )


[3]


 

специфического действия, при котором реализуется косвенный порядок возбуждения активности в принимающей информацию стороне. Этим информационный способ придания активности принимающей информацию стороне отличается от физического способа, при котором, в отличие от информационного, энергия действия напрямую расходуется на покрытие потребностей активности (или для разрушения и т. п.) получающей это действие стороны. То есть «информация» означает такой порядок взаимодействия, когда характер поступка принимающей стороны определен информационно, а источник подпитывающей эту активность энергии никак не связан (или практически не связан) с передающим информацию источником (он может находится в составе самой принимающей стороны или где-либо еще). Содержательная часть информации, если ее обозначить понятием «данные» (в человеческом измерении — «сведения»), представляет собой способ хранения неких структурированных связей в их непрямой представленности. Например, в отсутствии реальной физической гайки, она будет храниться в виде чертежа гайки. В пределах данного определения информация понимается как порядок действия только таких систем, у которых наличествует буферное исполнение хранилища данных, для этого исполнения обязательно состояние «пустого буфера». В подобном смысле безбуферные структуры типа биологических генов не подпадают под данное определение «информации» и требуют истолкования как параинформационные структуры.

Хорошое информационное общество — приоритет внешней политики, который обусловлен не только прагматичными факторами или актуальными политическими установками, но и предопределен историческими предпосылками и долговременными культурно-цивилизационными потребностями. Для нас — это больше, чем стандартный формат многостороннего сотрудничества государств. Если к этому добавить общность задач в контексте политических и социально-экономических преобразований, в сфере глобальной безопасности и региональной стабильности, то можно констатировать, что именно объективные предпосылки обусловили обоюдную ориентированность наших государств на углубление сотрудничества, поднятия его на уровень стратегического партнерства. А главное богатство информация и человек.

Важность в будущем — воспитание молодежи в духе взаимного уважения и дружбы между народами. процесс личностного станов-

[4]


 

ления молодежи — объективный и перманентный, поэтому данный вакуум заполнила стихия — споннтанное влияние среды, новых ценностей социального бытия, а также хлынувший на молодежь мощный поток неконтролируемой информации, преследующей исключительно коммерческие интересы и выгоды. Молодые люди являются не только носителями той среды, в которой они выросли, но и ее апологетами, в том числе и негативных ее сторон. Глеб Успенский в свое время писал о человеке, оказавшемся вне привычной обстановки, как о «готовом подчиниться в чуждой ему среде всевозможным влияниям с наивностью ребенка, не имеющего возможности знать и понимать, что в этих условиях зло и что добро».

Человек — это особый этап, который связан с поиском себя в мире, приобщенности к нему, с выработкой собственного мировоззрения,с определением своей самобытности и уникальности. В этот период актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном Я. От того, насколько развит аксиологический потенциал будущего специалиста, в значительной мере зависят его профессиональная жизнь и качество его профессиональной деятельности, а следовательно, конкурентоспособность личности. В деле воспитания современных подростков большое значение играет масс-медиа, так как средства массовой информации стали важнейшим источником информации о мире. Характеризуя круг интересов подростков, мы констатируем, что безусловным лидером является телевидение и интернет. Они — основная сфера, откуда растущая личность узнает о современном мире. В ХХ и ХХI в. мы стали свидетелями невиданного информационного взрыва, происходящего в результате стремительного развития новейших технологий. Никто сейчас не решится оспаривать тот факт, что научную революцию сменила революция информационная, явившаяся причиной создания нового «информационного общества». «Кто владеет информацией, тот владеет всем». Каждая новая эпоха, даже десятилетие, требует от человека профессии новых качеств. «Человек — эффект загадки, которую нужно разгадать».

Самое главное для нас в сегодняшней ситуации в информационном обществе — действовать решительно и эффективно: использовать шанс показать себя, показать свои креатив и эффективность, а также хлынувший на молодежь мощный поток неконтролируемой информации, преследующей исключительно коммерческие интересы и выгоды.

[5]


 

Человек является не только носителем той среды, в которой он вырос, но и ее апологетом, в том числе и негативных ее сторон.

Накопление человечеством опыта и знаний при освоении природы смешалось с освоением информации. Именно этот процесс и привел к образованию инфосферы. Такое понятие, как обработка информации, появилось совсем недавно, но обрабатывать информацию люди начали еще в древние времена. Сначала из поколения в поколение информация передавалась устно. Это были сведения о профессиональных навыках, например о приемах охоты, обработки охотничьих трофеев, способах земледелия и др. Но затем информацию стали фиксировать в виде графических образов окружающего мира. Первые наскальные рисунки, изображающие животных, растения и людей, появились примерно 20-30 тыс. лет назад. Начатый поиск более современных способов фиксирования информации привел к появлению письменности. На чем только люди не писали! В Индии — на пальмовых листьях, в Вавилоне — на глиняных плитках, на Руси пользовались берестой. Как видим, письменность — новый шаг человечества в области хранения и передачи информации. Однако первым революционным явлением в этой сфере стало изобретение печатного станка, благодаря которому появилась книга, и таким образом стало возможно массовое тиражирование профессиональных знаний, зафиксированных на материальном носителе.

Сегодня потоки книг, сливаясь с потоками технической документации и многотомной справочной литературой, образуют океаны информации. Эту информацию необходимо хранить и передавать потребителю, для чего нужен мобильный и емкий носитель. Но книга является неудобным, сложным, дорогим, а главное, «медленным» носителем информации. Вся многогранность содержания раскрывается человеку при перелистывании, чтении и просматривании книги. Она не может непосредственно влиять на производственный процесс. Сначала человеку необходимо найти нужную ему книгу, освоить накопленные в ней знания, которые позже смогут дать толчок дальнейшему развитию производства. Книга, как носитель информации, сегодня уже отстает от стремительного продвижения человечества по пути освоения природы.

Был и другой вид информационной деятельности. Отдельные государства, стремясь к расширению своих территорий, проводили агрессивную политику по отношению к своим соседям. Подго-

[6]


 

товка и ведение боевых действий требовали информации о военном потенциале противника. Ее добывали, например, через разведчиков. Тогда остро встал вопрос о защите информации от утечки в посторонние руки. Стали развиваться методы кодирования, разрабатываться способы быстрой и безопасной пересылки информации.

Шли годы, рос объем информации, которой обменивалось общество. Для сбора, переработки и распространения информации создавались издательства и типографии — родилась информационная промышленность. Газеты, журналы и другие издания, выпускаемые большими тиражами, зачастую, кроме полезной информации, обрушивали на человека огромное количество и ненужных, бесполезных сведений. Для обозначения таких лишних сведений придумали специальный термин — информационный шум. Помимо печати, появились и другие средства массовой информации — радио и телевидение. Иобщество привыкло к тому, что когда говорят об информации, то речь идет о сведениях, полученных по радио, из газет и т. д.

Мы уже цитировали слова Глеба Успенского о человеке. К этому следует дополнить также действия по агрессивному переносу в новую для себя среду, усвоенных правил и норм поведения, составляющих субкультуру, не всегда отвечающую интересам общества и коллектива.

Личность находится под влиянием разных структур, групп, субэкономических механизмов, субкультур и вынуждается самими условиями своего существования выбирать, сопоставлять, оценивать и ко всему относиться с некоторой дозой критичности и рефлексии, а часто под их напором подчиняться. В этой ситуации человек в новой для себя обстановке вынужден, с одной стороны, приобретать индивидуалистические черты, а с другой стороны — унифицироваться культурно и духовно. Одной из задач работы с молодежью является проверка и развитие творческих способностей — нужна формация людей, открытых, сориентированных на достижения, оптимистичных, способных к кооперации и воодушевленных каким-то делом, готовых взять на себя ответственность в пределах своих возможностей. Очень важно воспитать молодежь в духе взаимного уважения и дружбы между народами. А для этого нужна хорошая информационная система, информационное общество.

[7]


 

Человек как индивид, личность и индивидуальность характеризуется пятью потенциалами: гносеологическим, аксиологическим, творческим, коммуникативным и художественным. Еще одна особенность потребности — это процесс ее опредмечивания. Состояние потребности характеризуется своей четкой предметной направленностью, причем эта ориентированность на внешний мир предполагает достижение в каком-то определенном качестве включения этого внешнего во внутреннюю систему жизнедеятельности индивида.

Важно подчеркнуть также и то, что сама по себе формулировка принципа опредмечивания только ставит, но не освещает ряд вопросов, имеющих прямое отношение к практике образования: при каких условиях и как некоторая потребность «наполняется» предметным содержанием, какие конкретно психологические процессы обеспечивают опредмечивание, т. е. что лежит за аллегорией встречи потребности с предметом. Сами по себе предметы материальной и духовной культуры автоматически ценностью не наделяются. На рубеже ХХ и XXI вв. мы стали свидетелями невиданного информационного взрыва, происходящего в результате стремительного развития новейших технологий. Никто сейчас не решится оспаривать тот факт, что научную рефолюцию сменила рефолюция информационная, явившаяся причиной создания нового «информационного общества». Информационные ресурсы общества становятся в настоящее время определяющим фактором его развития как в научно-техническом, так и в социальном плане. Можно в этом смысле констатировать верность известного выражения «кто владеет информацией, тот владеет миром». Информационный обмен лежит в основе всякого знания. Знания и информация по сути нераздельны, однако между ними нельзя ставить знак равенства. Знание превращается в информацию только тогда, когда оно связано с возможностью коммуникации.

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации. Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.Средства массовой информации (СМИ) — это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют

[8]


 

серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его. СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно-политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет ее отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определенные идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путем формирования общественного мнения, выработки определенных социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определенным поступкам, действиям. В демократическом правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всем, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчеркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют еще четвертой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чем это своеобразие? Прежде всего в том, что это — власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. Оружие СМИ — слово, звук, изображение, несущее определенную информацию, т. е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т. д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнает лучше само себя. Отсутствие такого «зеркала» ведет к перерождению и вырождению. История свидетельствует о том, что все лидеры тоталитарных режимов, не желающие всматриваться в свое истинное отражение, плохо закончили. СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически

[9]


 

противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. Следовать данному принципу далеко не просто. К нему должны привыкнуть не только журналисты, но и само общество. А это, как показывает опыт, трудный и болезненный процесс. Специфические свойства журналистики как деятельности и СМИ как института предопределяют необходимость особого статуса журналистики и СМИ внутри политического процесса и его отдельных направлений. СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т. е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причем в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация — своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом — коммуникатором и аудиторией — реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы. Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты — страх, панику, неразбериху. Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законадательно наказуемо во всех странах мира. В результате изменения информационной ситуации сегодня мир, по выражению канадского ученого М. Маклюэна, похож на большую деревню, где все известно. События, произошедшие в самой отдаленной точке планеты, как правило, в тот же день становятся достоянием людей во всех цивилизованных странах. Телевидение, спутниковая связь преодолевают расстояния и границы. Активные попытки руководителей стран тоталитарных режимов скрыть информацию, помешать информационному обмену напоминает скорее донкихотовскую войну с ветряными мельницами. Какими же данными в настоящее время характеризуется развитие СМИ в мире, какие основные тенденции этого развития? В мире издается свыше 8 тыс. солидных ежедневных газет, общий тираж которых поднимается до 0,5 млрд. экз., работает свы-

[10]


 

ше 20 тыс. радиостанций. В 133 странах мира работает телевидение. Согласно нормам, установленным ЮНЕСКО, для цивилизованной страны минимальное количество источников информации на тысячу человек населения должно насчитывать сто экземпляров газет, сто радиоприемников, сто телевизоров. Этим стандартам полностью соответствует 25 стран Европы, 4 страны Северной и Южной Америки, в Азии — Япония. Отметим, что вместе с тем, в освободившихся странах Азии, Африки, Латинской Америки насыщенность СМИ чрезвычайно низка. Например, в 9 странах американского континента вообще нет своих газет, а большинство стран африканского континента не имеют национальной системы средств массовой информации. Таким образом, СМИ являются важной составной частью политической системы современного общества. Их сущность, характер и функции в значительной степени определяются социально-политическим устройством общества. В тоталитарном обществе печать, радио, телевидение служат органической частью командно-административной системы, находятся в жестком подчинении у правящей элиты, партийной бюрократии, в результате чего их деятельность сводится не к информированию населения о происходящем в мире, поиску истины, а к пропаганде готовых, брошенных сверху идей, догм, установок, содействуя организации выполнения не всегда разумных планов. В демократическом правовом государстве СМИ удовлетворяют информационные интересы общества, осуществляет невидимый контроль за деятельностью законодательных, исполнительных, судебных органов, общественных организаций и движений, политических деятелей. Формируя и выражая общественное мнение, стремления и настроения людей, их определенных групп, печать и другие СМИ являются, по образному выражению, своеобразной «четвертой властью», властью общественного судьи, народного стража порядка и справедливости.

[11]

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)