Автор  Administrator

О. А. Гончаревская

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ:
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В настоящее время экономическая журналистика только начинает свое развитие в телевизионном эфире. При этом телевидение представляется не только эффективным каналом распространения экономической информации по причине своей коммуникативной природы и богатства выразительных средств, но и более сложной системой реализации цели и основных задач экономической журналистики.

Экономическая журналистика представлена на федеральных телеканалах Россия (программа «Вести», рубрика «Экономические новости»), НТВ (передача «Сегодня», рубрика «Деловые новости»; передача «Средний класс»), РЕН-ТВ (передача «Популярная экономика»), ТВ-Центр (передача «Резонанс») и Звезда (передача «Экономика. По существу»). На Первом канале нет отдельной передачи или рубрики, посвященной экономическим новостям, однако данная информация в том или ином виде представлена в выпусках новостей телеканала. Отдельно стоит рассматривать функционирование экономической информации в эфире специализированного бизнес-канала РБК. На всех федеральных телеканалах можно выделить общие проблемы функционирования экономической информации. Во-первых, недостаточная визуализация данного вида информации. Графики, диаграммы, схемы являются необходимым дополнением к тексту телеведущего, они помогают легче понять, осмыслить и запомнить непростую экономическую информацию, которая всегда содержит числовые, процентные данные. Необходимым также является наличие бегущей строки с информацией о котировках акций и курсом евро/доллара. Во-вторых, на федеральных телеканалах не распространено представление экспертного мнения. Ведущий экономической рубрики лишь представляет информацию, однако нет подтверждения ее


 Гончаревская Ольга Анатольевна — аспирантка кафедры радио и телевидения факультета журналистики СПбГУ (e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript )

[15]


 

 достоверности наличием мнений эксперта или аналитика. Мнения обоих важны для представления объективной картины происходящего. При этом мнение эксперта должно содержать уточняющую информацию о текущей ситуации, а мнение аналитика – информацию о прогнозе развития ситуации.

В-третьих, журналисты-практики часто пренебрегают теоретическими разработками в области экономической журналистики. А именно различными методами обработки и анализа экономической информации. Отметим использование методов описания и оценки при подаче экономической информации, при этом полностью отсутствуют методы причинно-следственного анализа, прогнозирования и программирования.

Таким образом, федеральным телеканалам при представлении экономической информации не хватает аналитики. Информация зачастую имеет слишком универсальный характер, отсутствует специальная терминология, неясны последствия той или иной экономической ситуации. Информация ориентирована на телезрителя, понимающего экономику на уровне «ниже среднего».

На специализированном бизнес-телеканале РБК экономическая информация представлена, соответственно, и в информационных, и в аналитических программах. В информационных программах присутствовала специальная терминология, однако, по возможности, универсального характера, которая знакома каждому, кто является субъектом обыденного экономического поведения. В аналитических программах, напротив, используется специальная терминология, понятная зачастую только менеджерам среднего и высшего звена, экспертам в области экономики и финансовым аналитикам.

Манера ведения программ отличается динамичностью. Ведущий повышает голос, делает акценты на наиболее значимых словах, усиливает темп речи, что в совокупности психологически влияет на телезрителя, создает ощущение значимости и серьезности информации. Еще более усиливает эфирное восприятие программ РБК-ТВ наличие активно-подвижного фона, на котором происходят выпуски новостей.

Использование графики, конечно, очень помогает при восприятии информации. На телеканале используются следующие виды визуализации информации: первая «бегущая строка», предлагающая зрителю короткие текстовые сообщения с самыми свежими новостями, и вторая, специализированная, «бегущая строка», пред-

[16]


 

ставляющая собой список котировок акций, курсов доллара/евро, которые поступают на телевизионную «ленту новостей» в режиме on-line; графики динамики различных финансовых показателей; схемы пошаговых действий при решении какой-либо финансовой проблемы и т. п.

Таким образом, создатели программ первого делового бизнес-телеканала предпринимают значительные творческие усилия, для того чтобы максимально использовать визуальные и динамичные выразительные свойства телевидения с целью облегчения восприятия потенциальной целевой аудиторией излагаемой в эфире деловой информации.

Однако в эфире телеканала РБК экономическая информация тоже имеет некоторые проблемы функционирования. Телеканал слишком «держит марку» бизнес-телеканала, не собираясь расширять аудиторию. Между тем, интерес к телеканалу в обществе возрастает как раз по причине отсутствия аналитики на федеральных телеканалах. Однако телезритель, понимающий экономические процессы на среднем и ниже среднего уровне, тут тем более не получит должного понимания происходящего. Программы РБК-ТВ слишком ориентированы на профессионалов в областях экономики и финансов. Такие термины и понятия, как «лизинг», «верификация», «паритет цен», «покупательная способность денег» и другие, обыденны для людей, занятых в экономической деятельности, но непонятны для другой категории телезрителей, не имеющей отношения к финансовой, банковской или бизнес-сфере.

Журналисты как федеральных телеканалов, так и бизнес-телеканала РБК должны иметь в виду особенности своей аудитории, знать ее актуальные потребности. Например, для федеральных телеканалов в большей степени соответствует индивидуально настроенная аудитория, т. е. ее больше интересует удовлетворение собственных потребностей, запросов, а не общественных. Бизнес-каналу соответствует просоциально настроенная аудитория, для нее важно иметь комплексное представление о последствиях экономических процессов, получать обширную информацию, чтобы спрогнозировать далеко идущую стратегию управления ресурсами или финансами.

[17]

Написать комментарий

Пожалуйста, заполните поля, отмеченные (*)